Сериал BBC: Сила искусства (2006) 8 серий
8 величайших художников, 8 захватывающих историй, 8 знаменитых шедевров
«Этот цикл фильмов совсем не похож на утомительную прогулку по музеям мира. Вместо этого мы предлагаем вам нечто необычное и захватывающее, похожее на прыжок с парашютом в вулкан творческого воображения восьми гениев живописи: Караваджо, Рембрандта, Пикассо, Ван Гога, Тернера, Ротко, Давида, Бернини. Только так можно представить, почувствовать и оценить, как же создавались величайшие шедевры живописи на Земле». Саймон Шама
1. Караваджо. Давид с головой Голиафа (1610)
РИМ 1603. Иисус Христос и другие святые изображены на картинах девственно чистыми и непорочными, их образы идеализированы, чтобы завоевать сердца верующих. Именно в это время Микеланджело Меризи да Караваджо начинает создавать свои знаменитые работы. Он говорит, что по Евангелию, Спаситель был сделан из плоти и крови. И он изображает его и других святых более земными и плотскими, чем кто-либо до него. Его модели взяты с улиц, таверн, рынков и борделей. Караваджо переворачивает привычные представления о живописи, делая ее более реальной и осязаемой. Однако, многим такой подход кажется неприемлемым, они видят в нем человека способного разрушить живопись и лишить ее духовности.
2. Рембрандт. Заговор батавов под влиянием Юлия Цивилиса (1666)
В картине «Ночной Дозор» и портретах богатейших купцов Амстердама, Рембрандт сделал невозможное — изобразил величие, драматизм и героизм в мире меркантильности. Несмотря на это, спустя 10 лет его работы оказываются не востребованы и не актуальны. Однако, когда ему выпадает шанс на возвращение — украсить залы Амстердамской Ратуши, он вместо классической сдержанности и требуемого великолепия, создает самый грубый, жесткий, но один из самых великих шедевров своего времени.
3. Пикассо. Герника (1937)
Для гениального художника Пабло Пикассо главное условие современного искусства состояло в том, чтобы отделить себя от политики и истории. Однако зверство и жестокость военных, которые разбомбили древний баскский город Гернику, не могло оставить его равнодушным и не могло не отразиться на его творчестве. Пикассо создает шедевр, в котором отражает мучительную судьбу своей страны, творит современную историю живописи
4. Бернини. Экстаз Св. Терезы (1652)
Гений выдающегося скульптора, архитектора и композитора Джана Лоренсо Бернини уникален и многогранен. Его скульптуры наделены дыханием жизни, мрамор в его руках словно оживает. В конце 1640-х, наступает тяжелое для Бернини время, появляются трещины в колокольне, которую он строил для собора Cв. Петра. Чтобы восстановить свою репутацию и благосостояние, скульптор нуждается в чуде. Таким чудом становится скульптурная группа «Экстаз Св. Терезы». Многие мечтают увидеть этот шедевр, плоть перерождающуюся в дух, тайну, источающую боль и удовольствие...
5. Давид. Смерть Марата (1793)
Спустя полтора месяца после якобинского переворота (1793), один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. Художник Жак-Луи Давид – чуткий летописец своего времени – берется изобразить на полотне мученика для новой церкви Свободы, Равенства и Братства и создает настоящий шедевр. Его полотно – грандиозный политический миф, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность переплетается с вымыслом. Искусство окончательно становится сообщником власти.
6. Тернер. Невольничье судно (1840)
Уильям Тернер выставляет семь своих картин в Королевской Академии и сталкивается с волной возмущения и негодования. В центре скандала оказывается картина «Невольничье судно». В основе сюжета картины — реальное событие. Капитан, перевозивший рабов, распорядился выбросить за борт всех заболевших холерой, так как по закону он мог получить страховку только за людей, погибших в море. Освободившись от живого груза, судно уходит от бури, а брошенные им рабы гибнут в волнах, терзаемые хищными рыбами, вода окрашивается кровью. В этой яркой смеси истории и фантазии, Тернер показывает, что искусство может показать самую суть проблемы, задеть людей за живое и не оставить безучастными к происходящему рядом с ними.
7. Ван Гог. Вороны в пшеничном поле (1890)
Среди мастеров постимпрессионизма Винсенту Ван Гогу принадлежит особое место. Его повышенное эмоциональное восприятие мира было созвучно многим художественным начинаниям XIX века, открывало новые пути постижению реальности. Период работы на юге Франции был самым плодотворным для художника. Слова «жизнь искать в цвете» стали лейтмотивом его творчества. Между участившимися душевными кризисами, которые привели Ван Гога в больницу для душевнобольных, художник находит спасение в живописи. Его картины этого времени загадочны и полны тревожного предчувствия — неожиданные цветовые сочетания, деформированные деревья и архитектурные объемы.
8. Ротко. Черное на сером (1958)
Нью-Йорк, 1958. Марк Ротко получает заказ написать несколько больших абстрактных картин. Одну из них — для строящегося пафосного ресторана «Четыре сезона» в центре Манхэттена. Как сказал сам Ротко. «Это место, куда приедут самые богатые ублюдки Нью-Йорка, чтобы набивать животы и хвастаться. Я надеюсь разрушить аппетит каждого сукиного сына, который ест в этой комнате». Его работа стала хорошей проверкой насколько велика власть искусства над современным потребительским миром. Как же будет воспринят этот наполненный отчаянием и депрессией протест? Поразит ли он кого-то или будет отвергнут?
Саймон Шама
Книга «Сила искусства» (2017): vk.com/wall-52526415_21080